В конце концов, все решают люди, не стратегии


"В конце концов, все решают люди, не стратегии"

Business-class № 40 (305) от 18 октября 2010 г. Ирина Серебренникова

Это высказывание принадлежит американскому бизнесмену и писателю, топ-менеджеру General Electric, Ларри Боссиди. А задумывается ли современный предприниматель о ценности личности как главной составляющей успешного бизнеса?

Недавно, 20 сентября, сообщество HR-менеджеров отмечало свой профессиональный праздник - день рекрутера. Кроме того, 15 лет назад в Пермском крае было зарегистрировано первое агентство по подбору персонала. Поэтому есть двойной повод побеседовать с основателем и руководителем первого пермского рекрутерского агентства, директором агентства «Аванта Персонал Пермь» Светланой Тюриной.

Рекрутмент как вид бизнеса пришел к нам из стран развитого капитализма совсем недавно, во времена перестройки. В нашем городе этот вид услуг появился в октябре 1995 года, 15 лет назад. Какой срок мы готовы считать значимым? Является ли отрезок времени, длиною в пятнадцать лет вехой в развитии? Безусловно, это серьезный срок для той сферы бизнеса, куда пришла Светлана Тюрина и ее единомышленники в октябре 1995 года. «Подбор персонала» – эта услуга была для нашего общества не просто новой, она было экзотической. Светлане и консультантам компании было очень сложно «ломать» сложившиеся в головах предпринимателей стереотипы: «Почему мы должны платить за поиск сотрудников? Что за услуга такая непонятная? А для чего существует отдел кадров?» Тогда, в начале 90-х нормы цивилизованной бизнес-культуры только-только приходили в общество. Поэтому, одной из первых задач рекрутерского агентства, возглавляемого Светланой, было просвещение работодателей и соискателей. Долгое, подробное и заинтересованное общение с потенциальными клиентами – руководителями торговых предприятий, производственных компаний, финансовых учреждений. Психолог по образованию, боец и экспериментатор по своей эмоциональной сути, Светлана не испугалась и сделала первый решительный шаг. Открыла офис, подобрала команду из людей активных, творческих, открытых для новых знаний и готовых «принять» рекрутмент как символ перемен, происходящих в экономике и обществе. Первый заказ был выполнен практически «на голом энтузиазме» - без наличия большой базы данных, должного технического обеспечения, детального знания рынка. Тогда главными инструментами Светланы Тюриной были ее глубокие академические знания в области психологии, великолепная интуиция, энтузиазм, умение строить отношения с людьми и бизнес-чутье.

С тех пор прошло 15 лет и очень многое изменилось: разрослась и окрепла команда профессионалов, работающих со Светланой, появились огромные технические возможности и новые ресурсы для ведения бизнеса, сформировалась обширная база данных, было получено достаточно опыта и новых знаний на семинарах и тренингах. Появилось большое количество клиентов и партнеров по всей России и зарубежом. Да и сама Светлана Тюрина стала брендом, пионером рекрутингового бизнеса в Перми, его проводником и стабильным гарантом. Подтверждением этой истины является тот факт, что многие клиенты компании приходят сюда снова. Ранее возглавляемой Светланой агентство развивалось под маркой известного российского бренда. Сегодня она руководит не менее успешным предприятием - агентством «Аванта Персонал Пермь». При этом помимо смены названия произошли изменения в бизнес-концепции предприятия. Однако многие из постоянных ее клиентов заявляют: «Да нам все равно как вы называетесь! Мы придем туда, где Тюрина. Мы придем на имя!»….

Хочется добавить еще несколько штрихов к портрету ее личности. Однажды неуемной Светлане показалось недостаточным обсуждать проблемы персонала только на рабочем месте. Ей захотелось проговорить волнующие вопросы в неформальной обстановке, где можно быть открытым и услышанным коллегами. Так, по ее инициативе возник клуб для директоров по персоналу «HR-решения». Его целью является продвижение элементов деловой культуры в сфере управления персоналом, развитие сообщества профессионалов, консолидация сил и поиски совместных решений.

Относительно итогов пройденного пути и планов на будущее, мы беседуем сегодня со Светланой Тюриной, директором рекрутерского агентства «Аванта Персонал».

Светлана Григорьевна, какие испытания Вы считаете самыми серьезными для возглавляемых Вами агентств?

Конечно, не все было гладко и просто в эти 15 лет. Рекрутинговые компании, возглавляемые мной, пережили два кризиса, но вышли из них без больших потерь и, самое главное, обогащенные новыми идеями. Так, например, кризис 1998 года заставил искать новые решения. Так появились наши новые интеллектуальные продукты: исследования заработных плат и тренинги для HR-специалистов. Эти услуги пользуются стабильным спросом и сейчас. После кризиса 1998 года и вплоть до 2003 года ситуация на рынке труда была крайне благоприятной – начался подъем экономики и спрос на высокопрофессиональных специалистов был очень высок. Это послужило причиной для новых качественных изменений в технологии рекрутерского бизнеса – появилась специализация консультантов. Например, поиск технических специалистов для производственных предприятий, поиск персонала для банков осуществляют консультанты, досконально знающие данный рынок труда и его специфику. Также в списке предложений рекрутеров появились такие услуги как лизинг, аутстаффинг, оценка персонала.

Что Вы считаете своими основными достижениями в бизнесе?

Главный итог нашей работы – возникновение понимания. Многие местные компании пришли, наконец, к осознанию той истины, что грамотный персонал – основа успеха. И поэтому, искать специалистов, производить отбор и оценку должны профессионалы. Своей работой мы, если можно так выразится, «влияем на умы», продвигаем и укрепляем идеи цивилизованных отношений на рынке труда. На сегодняшний день уже можно говорить о наличии в Перми передовых компаний, которые уделяют серьезное внимание HR-стратегии, корпоративной культуре, своему имиджу в качестве работодателя.

Второе, не менее значимое достижение – это развитие профессиональной команды, готовой оказать клиенту качественную услугу. Наши сотрудники имеют не только высокие деловые качества. Они четко следуют стандартам профессиональной этики. Они корректны, лояльны и преданны как по отношению к клиентам, так и по отношению к кандидатам. Со всей уверенностью могу сказать, что лучшие представители пермского рекрутмента работают именно в нашем офисе.

Какие серьезные изменения произошли в возглавляемом Вами агентстве за последнее время?

2007 год ознаменовался для нас новым поворотом – произошла смена бренда. Так возникла «Аванта Персонал Пермь», компания, которой я руковожу сегодня и которая также является брендом федерального уровня. «Аванта» предлагает своим клиентам, если можно так выразится, услуги «кадрового бутика» и это отличает нас от многих агентств, работающих по принципу бесперебойной «фабрики» кадровых услуг. Бутиковая модель ориентирована на глубокое изучение ожиданий клиента и максимальное удовлетворение его потребностей. В таком формате значительно увеличивается консалтинговый компонент. Сотрудники агентства воспринимают ситуацию клиента как уникальную, изучают все его условия, помогают сформулировать заказ. При таком дотошном подходе мы не склонны зарабатывать деньги огромным количеством заказов, которые можно выполнять по «принципу конвейера». В «портфеле» агентства не лежит ворох заказов, их количество можно даже назвать ограниченным, но все они выполняются основательно, качественно и скрупулезно, примерно так же, как готовится любой эксклюзивный продукт в единственном экземпляре.

Каковы перспективные планы Вашей компании?

Дальнейшие планы у «Аванты» - смелые, прогнозы на будущее – оптимистичные, желание трудиться – огромное. Несмотря на кризисную нестабильность и жесткую конкурентную борьбу, мы уверены, что обладаем неким «сверхсекретным знанием», и оно является нашим главным конкурентным преимуществом. Заключается оно в том, что мы являемся одними из немногих, кто оказывает клиенту качественные и профессиональные услуги.

Подводя черту, давайте вернемся к вопросу: «Является ли серьезным сроком для бизнеса отрезок, длиною в пятнадцать лет?»… Ответ очевиден – для столь ответственного и нового вида деятельности как рекрутмент, существующего в зыбких реалиях российского рынка – это безусловный срок. Начать с нуля, пережить два кризиса, не растерять, а только приумножить профессиональный опыт, сохранить доброе имя и серьезную деловую репутацию – это ли не заслуга сотрудников агентства «Аванта Персонал Пермь» и ее руководителя, Светланы Тюриной.

Business-class № 40 (305) от 18 октября 2010 г. Ирина Серебренникова